Применение интерактивной доски в работе
с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Докучаева Екатерина Сергеевна
Все педагоги много знают о современных интерактивных технологиях, но на практике использование этой технологии ограничивается узкими рамками показа познавательных презентаций.Современная действительность такова, что уже с самого раннего возраста детей окружают различные гаджеты: смартфоны, планшеты, ноутбуки, где дети находят неиссякаемый мир развлечений. Причем дети настолько легко осваиваются в этом цифровом мире, что нам взрослым остается только удивляться. И задача взрослых, конечно, ограничить этот бескрайний мир развлечений какими-то полезными рамками.
Интерактивная доска - это тоже гаджет (устройство для облегчения жизни человека, продукт человеческого ума).
Я работаю в этом направлении второй год, в прошлом году я осваивала эту смарт доску, искала разнообразные возможные интересные приемы работы на доске. В этом году у меня более узкое направление – это использование интерактивной доски в развитии связной речи старших дошкольников.
Интерактивная доска – это тот инструмент, который дает возможность сделать процесс обучения интересным и увлекательным, а самих детей стать активными участниками этого процесса.
Хочу в самом начале обратить ваше внимание на особенности использования интерактивной доски с дошкольниками:
1. Доски в ДОУ висят хоть и не высоко, но всё - таки дети не могут использовать всё пространство доски. В прошлом году было это очень заметно, в этом году дети подросли и проблемы практически не стало.
2. Долгое и частое использование интерактивной доски может повлиять на здоровье детей, в частности на зрение. Поэтому необходимо соблюдать нормы СП при работе на интерактивной доске. А также предоставить детям и другие альтернативные виды деятельности.
Возможности использования интерактивной доски огромны:
- мы можем использовать ее для просмотра готового познавательного видео материала, иллюстраций, картинок (сайты: mersibo.ru, logiclike.com, kids-smart.ru, igraemsa.ru, mimio-edu.ru и др.
- мы можем использовать интерактивную доску для просмотра познавательных презентаций
- как средство рисования, интерактивного конструктора
- и, конечно, как средство для интерактивных игр.
В своей работе я использую интерактивную доску для:
- Деление детей на команды (распределение детей на команды, согласно рандомно выпавшей картинке)
- Проведения артикуляционной гимнастики
- Игр на развитие фонематического слуха (Игра "Первый и последний звук")
- Игры для формирования правильного звукопроизношения («Звуковые дорожки»)
- Игр для формирования связной речи и др.
Игра «Найди лишнее»
Ребенок должен выбрать предмет, который является лишнем и по какому-либо признаку не совпадает с остальными. При правильном выборе этот предмет обесцвечивается. Преимущество данный игры в формате интерактивной доски заключается в том, что предметы можно увеличить, рассмотреть их детали. Изображения яркие и реалистичные. Так же изображения можно менять, в зависимости от задачи, перелистывать. Тут же произвести звуковой анализ слова.
Игра «Соедини половинки»
Данная игра была создана в качестве пособия для проведения артикуляционной гимнастики, на этапе, когда дети уже хорошо знакомы с упражнениями и картинками-обозначениями. Игра дает возможность детям самостоятельно проводить гимнастику в группе и отслеживать правильность выполнения упражнений. Ребенку необходимо найти половинки изображения, соединить их, отгадать какое упражнение зашифровано и показать его группе.
«Мнемотаблицы»
Мнемотаблицы используются мной как для заучивания стихотворений и скороговорок, так и для составления рассказов. Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.
С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
– развитие связной и диалогической речи у детей;
– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
– обучение детей правильному звукопроизношению;
– развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…;
Перед тем как научить ребенка составлять рассказ о предмете по алгоритму, сначала рассказываем ему какие признаки присущи данному предмету. Затем заполняем мнемотаблицу на экране, и дети дублируют её сами на листе.
Важно показать пример - составить рассказ о предмете по данному алгоритму – это будет примерным рассказом для ребёнка. Затем предложить ребенку составить рассказ самостоятельно.
В заключении, хотелось бы сказать, что внедрение интерактивных досок в дошкольных учреждениях – это наиболее эффективный способ мотивации обучения и создания надлежащих условий для благоприятного формирования интеллектуальных и творческих навыков у детей. Я на практике удостоверилась, что взаимодействие ребенка с доской позволяет реализовать принцип наглядности, что очень важно для маленьких детей, внимание которых бывает очень сложно удержать. Интерактивная доска открывает большие возможности для импровизации и индивидуализации занятий для каждого конкретного ребенка.
Что же касается работы педагога, доска обеспечивает экономию времени при подготовке образовательно-учебного материала за счет специализированных функций и возможности подключения к интернету. А также значительно облегчает объяснение сложного материала за счет яркого, эффектного и динамичного изложения.